Артёмовская основная школа №9 (м / о учителей начальных классов)

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в приготовлении уроков».

 1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться впереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 – 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае их приготовление нельзя откладывать на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока тот не приготовил уроки. Это не верно! Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т. д.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

- Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда придется позаниматься с ним, объяснять то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено честно, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Неизменным остаются интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, уважаемые родители, конечно, должны помочь ему.

Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в начальной школе и благополучно перешел в среднюю, обратите внимание на общешкольные умения ребенка и при необходимости окажите ему помощь в приобретении развитии их.

1. Умение ребенка взять все необходимое для школы. 2. Умение порадоваться с учителями и детьми. 3. Умение задать вопрос учителю. 4. Умение отвечать на вопрос. 5. Умение слушать объяснение и задания учителя. 6. Умение выполнять задания 7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно, что-то не получается. 8. Умение долгое время заниматься одним и тем же заданием. 9. Умение общаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями. 10. Умение распределять работу на части. 11. Умение правильно реагировать на замечания. 12. Умение объяснять то, с чем не согласен.

13. Умение считаться с другими (формировать суждение и планировать действия на основе интересов других). 14. Умение гордиться своей работой и не скрывать этого. 15. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками. 16. Умение вести себя независимо по отношению к родителям и педагогам. 17. Умение взять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства. 18. Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени. 19. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопастность здоровья.

Успех и решение такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает ему сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

• В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.

• Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.

• Признайтесь ребенку в вашей ошибке, совершенной по отношению к нему.

• Извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты.

• Поставьте себя на место ребенка.

• Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка. • Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть. • Расскажите поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете.

• Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя.

Наталья Яманова 


Практические рекомендации родителям гиперактивных детей

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

• проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

• помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

• контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

• не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

• стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

• избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

• реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

• повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

• не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

• выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

• для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

• уделяйте ребенку достаточно внимания;

• проводите досуг всей семьей;

• не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

• установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

• чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

• снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

• оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

• по возможности избегайте больших скоплений людей;

• помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

• организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детейс аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

• придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

• не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

• чаще хватите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

• составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

• воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

• не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

• постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

• не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

• не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям:

• помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

• не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

• объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностинаиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

• лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

• запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;

• прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);

• чернильная точка на запястье ребенка («черная метка», которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;

• удержание в «железных объятиях» (холдинг);

• внеочередное дежурство по кухне и т. д

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю. С. Шевченко приводит следующие примеры:

• Если родителей младшего школьника тревожит то. что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругагь. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.

• Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.

• Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.

• Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет

Наталья Яманова 

10 февраля 2018 в 14:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.